Четверг, 25.04.2024, 17:52
Гамалеевский детский сад "Улыбка"

 предметно - развивающая среда в ДОУ

МЕНЮ САЙТА
...
музыка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПОГОДА
ПОИСК
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33
Гостевая книга
25.04.2024 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Предметно-развивающая среда в

     МБДОУ «Детский сад «Улыбка» с.Гамалеевка

     

    Одно из важнейших условий воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ  «Улыбка» с.Гамалеевка является правильная организация предметно-развивающей среды. Развивающая среда рассматривается  педагогами  ДОУ как  комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей  детей в организованном пространстве.

    Цель создания развивающей среды в МБДОУ - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности.

    Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее развивающий характер, адекватность реализуемой в МБДОУ образовательной программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

    Ценностным ориентиром  для педагога МБДОУ «Улыбка»  в предметно - развивающей  среде является содействие развитию ребенка как личности. Это предполагает:

      обеспечение чувства психологической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;

      формирование начал личности,  развитие индивидуальности каждого ребенка.

    Проектирование  предметно-развивающей среды в МБДОУ осуществляется    на основе:

    • требований нормативных документов;
    • реализуемой в МБДОУ образовательной программы;
    • материальных и пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);
    • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
    • общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образо­вания, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).

    В процессе проектирования среды продуманы варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:

    • времени - обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение учебного  года;
    • освоенности  - с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного;
    • стратегического и оперативного изменения - по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности.

    Большое значение в МБДОУ отводится и оформлению  пространства участка. Используются некоторые выносные элементы: украшенные разноцветные стойки, рейки, выносные сиденья;  периметр песочницы, ограждений деревьев - разукрашены привлекательными узорами (нарисованными божьими коровками, бабочками, стрекозами). Все веранды, карусели, качели также имеют яркую окраску с иллюстрациями сказочных персонажей. Своими руками и с помощью родителей, педагоги  сделали оборудование для площадок: батуты, подставки для игр с водой, домики, колодца и др.

    Успешность влияния предметно-развивающей среды на ребенка обусловлено его активностью в этой среде. Вся организация образовательного процесса в МБДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по  детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Такие составляющие, как пространство, время, предметное окружение позволяют представить все особенности жизнедеятельности ребенка в предметно-развивающей среде  и правильно организовать ее.

    С введением новых федеральных требований (приказ №655 от 23.11.2009г.)  развивающая среда в МБДОУ «Улыбка» была создана таким образом, чтобы создать  все условия для усвоения детьми  образовательных областей:

     

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ЗДОРОВЬЕ":

    Новогодняя гирлянда

    • разработано 10-ти дневное меню, оформлена картотека блюд;
    • разработана комплексная система  по формированию у воспитанников здорового образа жизни: перспективное планирование; конспекты Уроков здоровья; наглядно-дидактический материал по формированию у детей основ здорового образа жизни.

     

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА":

    Новогодняя гирлянда

    • спортивный зал;
    • инвентарь и оборудование для организации двигательной активности детей в помещениях и на свежем воздухе (мячи, обручи, скакалки, санки, лыжи, самокаты, велосипеды, и т.п.);
    • на территории созданы условия для физического развития детей (на площадках находится   спортивное  оборудование);
    • фонотека с записями музыки для релаксации;
    • картотеки занятий по физической культуре, подвижных игр, физминуток. 

     

             ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "БЕЗОПАСНОСТЬ":

    Новогодняя гирлянда

    • в группе оформлены уголки безопасности с необходимым наглядным и игровым материалом по безопасности в различных жизненных ситуациях (иллюстрации, плакаты,  альбомы, дидактические игры), детской литературой соответствующей тематики;
    • в методическом кабинете материал по безопасности оформлен по блокам - "Ребёнок и его здоровье" (валеология), "Ребёнок дома" (правила безопасности в быту, пожарная безопасность), "Ребёнок и дорога" (правила безопасности на дороге), "Ребёнок и другие люди" (личная безопасность ребёнка), "Ребёнок и природа" (правила безопасности на природе, "Азбука АУ")

     

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ "КОММУНИКАЦИЯ"

    И "ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ":

    Новогодняя гирлянда

    • в группе созданы речевые центры, включающие в себя книжные уголки, оснащённые всем необходимым для речевого развития детей (художественные произведения русских и зарубежных писателей; иллюстративный материал к знакомым произведениям; наборы сюжетных картинок по разным темам; схемы, модели, коллажи  для составления описательных и творческих рассказов; картотеки загадок, потешек, скороговорок; настольно-печатные игры);
    • в методическом кабинете представлен демонстрационный материал (картинки, иллюстрации по основным лексическим темам;  коллажи); материалы проектной деятельности; методические рекомендации по речевому развитию дошкольников; библиотека детской литературы; портреты писателей и поэтов; иллюстрации к художественным произведениям.

     

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "СОЦИАЛИЗАЦИЯ":

    Новогодняя гирлянда

    • в групповой комнате выделено пространство для игры и имеется соответствующее игровое оборудование для различных видов игр: сюжетно-ролевых, подвижных, спортивных, дидактических, театрализованных, режиссёрских и т.п.;
    • оформлены уголки настроения;
    • в методическом кабинете представлен разнообразный материал по патриотическому воспитанию, краеведению, формированию основ нравственности (методические рекомендации, иллюстративный материал, тематические альбомы и прочее).

     

     

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ПОЗНАНИЕ":

    Новогодняя гирлянда

    • в  группе есть «зеленые уголки» с комнатными растениями, за которыми дети наблюдают, учатся ухаживать за ними;
    • в  группе оформлены центры экспериментирования с необходимым оборудованием (лупы, различные весы, магниты, глобусы, карты, различные сыпучие материалы, песочные часы, фонарики, различные ёмкости, бросовый и природный материал и  тому подобное);
    • в  методическом кабинете в наличии подбор книг и открыток, комплектов репродукций, игр и игрушек, знакомящих с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, с техническими достижениями человечества, подобрана познавательная литература (энциклопедии, природоведческие журналы для детей);
    • в группе имеется мелкий (настольный) и крупный (напольный)  строительный материал; разнообразные конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые с различными способами соединения деталей), конструкторы типа «Лего»;
    • в группе оборудованы центры занимательной математики, в которых представлены различные развивающие игры; демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме; материал и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве; материал для развития временных  пространственных представлений.

     

             ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО":

    Новогодняя гирлянда

    • оформлены центры искусства  оснащённые необходимыми материалами для организации самостоятельной и совместной деятельности по данному направлению (бумага разной фактуры и размеров, разноцветная бумага, пластилин, карандаши, краски, кисти, цветные мелки, природный и бросовый материал и др.);
    • в методическом кабинете подобраны репродукции картин разных жанров; предметы  и пособия народно-прикладного искусства; методические рекомендации по организации продуктивной деятельности с дошкольниками.

     

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "МУЗЫКА":

    Новогодняя гирлянда

    • музыкальные инструменты (1 аккордеон);
    • детские музыкальные инструменты (бубны, погремушки, металлофоны,  барабаны, ложки и др.);
    • музыкально-дидактические игры и пособия;
    • в группах имеются музыкальные игрушки, музыкальные уголки;
    • фонотека с лучшими образцами классической и современной музыки для детей.

     

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ТРУД":

    Новогодняя гирлянда

     

    • в методическом кабинете подобраны иллюстрации,  альбомы  с  фотографиями о труде взрослых, орудиями труда;
    •  оформлены уголки дежурства; 
    • в наличии оборудование для организации труда в природном уголке, для хозяйственно-бытового труда, организации дежурства по столовой.

    Для нравственного воспитания в ДОУ руками педагогов оформлен мини-музей,  где дети узнают много нового и интересного о своем родном крае. В музее  собрана  старинная посуда, утюги, самовары, прялки, лопаты, сундуки,  рушники,  а также  плетень и печь, которые воспитатели  сделали своими  руками.

             Для экологического воспитания в МБДОУ «Улыбка» оформлена экологическая комната. Проектированием ее занимались воспитатели ДОУ. Своими руками они сделали макеты с дикими и домашними животными, совместно с детьми нарисовали рисунки о природе, выставили детские поделки, аппликации. Огромную помощь в оформлении оказали родители воспитанников. По просьбе педагогов они  сделали поделки из природного материала: из ракушек, пенечков, камешек, песка. Воспитатели составили букеты из сухих листьев, полевых цветов. Также для наблюдения за животными в экологической комнате находится аквариум с рубками и аквариум с черепашками.

    Таким образом, предметно-развивающая среда МБДОУ обеспечивает реализацию целей, задач и содержанию основной общеобразовательной программе дошкольного образования.