Предметно-развивающая среда в
МБДОУ «Детский сад «Улыбка» с.Гамалеевка
Одно из важнейших условий воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ «Улыбка» с.Гамалеевка является правильная организация предметно-развивающей среды. Развивающая среда рассматривается педагогами ДОУ как комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей детей в организованном пространстве.
Цель создания развивающей среды в МБДОУ - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности.
Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее развивающий характер, адекватность реализуемой в МБДОУ образовательной программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Ценностным ориентиром для педагога МБДОУ «Улыбка» в предметно - развивающей среде является содействие развитию ребенка как личности. Это предполагает:
обеспечение чувства психологической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;
формирование начал личности, развитие индивидуальности каждого ребенка.
Проектирование предметно-развивающей среды в МБДОУ осуществляется на основе:
- требований нормативных документов;
- реализуемой в МБДОУ образовательной программы;
- материальных и пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);
- предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
- общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).
В процессе проектирования среды продуманы варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:
- времени - обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение учебного года;
- освоенности - с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного;
- стратегического и оперативного изменения - по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности.
Большое значение в МБДОУ отводится и оформлению пространства участка. Используются некоторые выносные элементы: украшенные разноцветные стойки, рейки, выносные сиденья; периметр песочницы, ограждений деревьев - разукрашены привлекательными узорами (нарисованными божьими коровками, бабочками, стрекозами). Все веранды, карусели, качели также имеют яркую окраску с иллюстрациями сказочных персонажей. Своими руками и с помощью родителей, педагоги сделали оборудование для площадок: батуты, подставки для игр с водой, домики, колодца и др.
Успешность влияния предметно-развивающей среды на ребенка обусловлено его активностью в этой среде. Вся организация образовательного процесса в МБДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Такие составляющие, как пространство, время, предметное окружение позволяют представить все особенности жизнедеятельности ребенка в предметно-развивающей среде и правильно организовать ее.
С введением новых федеральных требований (приказ №655 от 23.11.2009г.) развивающая среда в МБДОУ «Улыбка» была создана таким образом, чтобы создать все условия для усвоения детьми образовательных областей:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ЗДОРОВЬЕ":
- разработано 10-ти дневное меню, оформлена картотека блюд;
- разработана комплексная система по формированию у воспитанников здорового образа жизни: перспективное планирование; конспекты Уроков здоровья; наглядно-дидактический материал по формированию у детей основ здорового образа жизни.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА":
- спортивный зал;
- инвентарь и оборудование для организации двигательной активности детей в помещениях и на свежем воздухе (мячи, обручи, скакалки, санки, лыжи, самокаты, велосипеды, и т.п.);
- на территории созданы условия для физического развития детей (на площадках находится спортивное оборудование);
- фонотека с записями музыки для релаксации;
- картотеки занятий по физической культуре, подвижных игр, физминуток.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "БЕЗОПАСНОСТЬ":
- в группе оформлены уголки безопасности с необходимым наглядным и игровым материалом по безопасности в различных жизненных ситуациях (иллюстрации, плакаты, альбомы, дидактические игры), детской литературой соответствующей тематики;
- в методическом кабинете материал по безопасности оформлен по блокам - "Ребёнок и его здоровье" (валеология), "Ребёнок дома" (правила безопасности в быту, пожарная безопасность), "Ребёнок и дорога" (правила безопасности на дороге), "Ребёнок и другие люди" (личная безопасность ребёнка), "Ребёнок и природа" (правила безопасности на природе, "Азбука АУ")
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ "КОММУНИКАЦИЯ"
И "ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ":
- в группе созданы речевые центры, включающие в себя книжные уголки, оснащённые всем необходимым для речевого развития детей (художественные произведения русских и зарубежных писателей; иллюстративный материал к знакомым произведениям; наборы сюжетных картинок по разным темам; схемы, модели, коллажи для составления описательных и творческих рассказов; картотеки загадок, потешек, скороговорок; настольно-печатные игры);
- в методическом кабинете представлен демонстрационный материал (картинки, иллюстрации по основным лексическим темам; коллажи); материалы проектной деятельности; методические рекомендации по речевому развитию дошкольников; библиотека детской литературы; портреты писателей и поэтов; иллюстрации к художественным произведениям.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "СОЦИАЛИЗАЦИЯ":
- в групповой комнате выделено пространство для игры и имеется соответствующее игровое оборудование для различных видов игр: сюжетно-ролевых, подвижных, спортивных, дидактических, театрализованных, режиссёрских и т.п.;
- оформлены уголки настроения;
- в методическом кабинете представлен разнообразный материал по патриотическому воспитанию, краеведению, формированию основ нравственности (методические рекомендации, иллюстративный материал, тематические альбомы и прочее).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ПОЗНАНИЕ":
- в группе есть «зеленые уголки» с комнатными растениями, за которыми дети наблюдают, учатся ухаживать за ними;
- в группе оформлены центры экспериментирования с необходимым оборудованием (лупы, различные весы, магниты, глобусы, карты, различные сыпучие материалы, песочные часы, фонарики, различные ёмкости, бросовый и природный материал и тому подобное);
- в методическом кабинете в наличии подбор книг и открыток, комплектов репродукций, игр и игрушек, знакомящих с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, с техническими достижениями человечества, подобрана познавательная литература (энциклопедии, природоведческие журналы для детей);
- в группе имеется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал; разнообразные конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые с различными способами соединения деталей), конструкторы типа «Лего»;
- в группе оборудованы центры занимательной математики, в которых представлены различные развивающие игры; демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме; материал и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве; материал для развития временных пространственных представлений.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО":
- оформлены центры искусства оснащённые необходимыми материалами для организации самостоятельной и совместной деятельности по данному направлению (бумага разной фактуры и размеров, разноцветная бумага, пластилин, карандаши, краски, кисти, цветные мелки, природный и бросовый материал и др.);
- в методическом кабинете подобраны репродукции картин разных жанров; предметы и пособия народно-прикладного искусства; методические рекомендации по организации продуктивной деятельности с дошкольниками.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "МУЗЫКА":
- музыкальные инструменты (1 аккордеон);
- детские музыкальные инструменты (бубны, погремушки, металлофоны, барабаны, ложки и др.);
- музыкально-дидактические игры и пособия;
- в группах имеются музыкальные игрушки, музыкальные уголки;
- фонотека с лучшими образцами классической и современной музыки для детей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ТРУД":
- в методическом кабинете подобраны иллюстрации, альбомы с фотографиями о труде взрослых, орудиями труда;
- оформлены уголки дежурства;
- в наличии оборудование для организации труда в природном уголке, для хозяйственно-бытового труда, организации дежурства по столовой.
Для нравственного воспитания в ДОУ руками педагогов оформлен мини-музей, где дети узнают много нового и интересного о своем родном крае. В музее собрана старинная посуда, утюги, самовары, прялки, лопаты, сундуки, рушники, а также плетень и печь, которые воспитатели сделали своими руками.
Для экологического воспитания в МБДОУ «Улыбка» оформлена экологическая комната. Проектированием ее занимались воспитатели ДОУ. Своими руками они сделали макеты с дикими и домашними животными, совместно с детьми нарисовали рисунки о природе, выставили детские поделки, аппликации. Огромную помощь в оформлении оказали родители воспитанников. По просьбе педагогов они сделали поделки из природного материала: из ракушек, пенечков, камешек, песка. Воспитатели составили букеты из сухих листьев, полевых цветов. Также для наблюдения за животными в экологической комнате находится аквариум с рубками и аквариум с черепашками.
Таким образом, предметно-развивающая среда МБДОУ обеспечивает реализацию целей, задач и содержанию основной общеобразовательной программе дошкольного образования.