Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ «Детский сад «Улыбка» с. Гамалеевка»
на 2014 – 2015 учебный год
Годовой календарный учебный план является нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом специфики МБДОУ «Улыбка», учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.
Режим работы МБДОУ «Детский сад «Улыбка» Сорочинского района Оренбургской области»:
- пятидневная рабочая неделя (понедельник- пятница),
- 10 часов (с 8.00 до 18.00),
- выходные дни - суббота, воскресенье (праздничные дни).
Учебный план ДОУ разработан в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
· Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;
· Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
· Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;
· образовательной программой МБДОУ «Улыбка» с.Гамалеевка», разработанной участниками образовательного процесса на примере основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/ по ФГОС.
Основная цель учебного плана - регламентировать образовательную деятельность, установить виды и формы организации, их количество в неделю.
Основными задачами учебного плана являются:
1.Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в содержании и организации образовательного процесса ДОУ.
2.Регилирование объема образовательной нагрузки.
3.Обеспечение единства всех компонентов (федерального, регионального, институционного)
В ДОУ функционируют 3 разновозрастные группы:
Разновозрастная группа в возрасте с 1,5 до 3 лет;
Разновозрастная группа в возрасте с 3 до 5 лет;
Разновозрастная группа в возрасте с 5 до 7 лет.
Содержание Учебного плана включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей :
- физическое развитие,
- социально-коммуникативное развитие,
v познавательное развитие,
v речевое развитие,
v художественно-эстетическое развитие.
Воспитательно-образовательная деятельность реализуется в организованных и самостоятельных формах обучения:
- организованная образовательная деятельность;
- образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- совместная (кружковая) деятельность;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В структуре Учебного плана выделяются 60% обязательной части и 40% части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть учебного плана реализует образовательную программу МБДОУ «Улыбка», разработанную участниками образовательного процесса на примере основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/по ФГОС.
Планирование составлено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Определены виды интеграции образовательных областей и планируемые результаты развития интегративных качеств, что позволяет педагогическому коллективу обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание воспитанников в условиях ДОУ.
Обязательная часть состоит из федерального и национально - регионального компонентов. В обязательной части обозначены направления развития воспитанников, которые усваиваются воспитанниками за счет реализации соответствующих разделов общеобразовательной программы развития и воспитания детей в детском саду. Обязательная часть реализуется через организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность.
Выбор вариативной части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Я познаю свой родной край», обусловлен необходимостью решения проблемы гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
Программа реализуется с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения посёлка.
В вариативную часть учебного плана включены кружки, направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов воспитанников и их родителей.
В учебном плане установлено соотношение между федеральным компонентом и компонентом ДОУ:
¨ федеральный компонент - обязательная часть учебного плана - не менее 60%;
¨ компонент ДОУ не менее 40%.
Обязательная часть учебного плана (60%) - предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:
¨ развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;
¨ становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий;
¨ развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
¨ формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Учреждении;
¨ формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
¨ формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные направления работы:
- социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
- ребенок в семье и сообществе;
- самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
2.Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации:
¨ формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
¨ формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
¨ о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
¨ о малой родине и Отечестве;
¨ представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
¨ о планете Земля как общем доме людей;
¨ об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Основные направления работы:
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- приобщение к социокультурным ценностям;
- формирование элементарных математических представлений;
- ознакомление с миром природы.
3.Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры:
¨ обогащение активного словаря;
¨ развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
¨ развитие речевого творчества;
¨ развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
¨ знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
¨ формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные направления работы:
- развитие речи;
- художественная литература.
4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы:
¨ становление эстетического отношения к окружающему миру;
¨ формирование элементарных представлений о видах искусства;
¨ восприятие музыки, фольклора;
¨ стимулирование сопереживания персонажам художественных
¨ произведений;
¨ реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
¨ (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Основные направления работы:
- приобщение к искусству;
- изобразительная деятельность;
- конструктивно-модельная деятельность;
- музыкально-художественная деятельность.
5.Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
¨ двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
¨ способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
¨ формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
¨ становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
¨ становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Основные направления работы:
¨ - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
¨ - физическая культура.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки
Возрастная группа
|
Организованная образовательная деятельность
|
Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности
|
Максимально допустимый объем образовательной
нагрузки в первой половине дня
|
1 младшая группа (2-3 года)
|
10
|
9
|
до 20 мин.
|
2 младшая группа (3-4 года)
|
10
|
15
|
30
|
Средняя группа (4-5 лет)
|
10
|
20
|
40
|
Старшая группа (5-6 лет)
|
13
|
25
|
45
|
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
|
14
|
30
|
90
|
Организованная образовательная деятельность осуществляется в первую половину дня, в старшей группе во вторую половину дня проводится образовательная деятельность, не требующая повышенной познавательной активности.
Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают.
Проведение физминуток является обязательным при организации и проведении образовательной деятельности статического характера, содержание их определяется педагогом индивидуально.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса (40% )-
раскрывает приоритетное направление деятельности ДОУ - физическое развитие детей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, отражает ряд мероприятий по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур по физическому, социально- коммуникационному, познавательному, речевому, художественно- эстетическому развитию детей.
Эта часть представлена дополнительными образовательными услугами и реализуется через организацию кружков и т.п. по дополнительным программам, разработанным педагогами на основе:
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований стандарта.
Совместная дополнительная образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении).
|
Направления развития ребенка
|
Возраст детей
|
Физкультурно-оздоровительное
|
Социально-личностное
|
Познавательное
|
Речевое
|
Художественно-эстетическое
|
2-3 года
|
104 мин. в день
520 мин. в неделю
|
110 мин. в день
550 мин. в неделю
|
124 мин. в день
620 мин. в неделю
|
124 мин. в день
620 мин. в неделю
|
110 мин. в день
550 мин. в неделю
|
3 – 4 года
|
104 мин. в день
520 мин. в неделю
|
110 мин. в день
550 мин. в неделю
|
124 мин. в день
620 мин. в неделю
|
124 мин. в день
620 мин. в неделю
|
110 мин. в день
550 мин. в неделю
|
5-6 лет
|
120 мин. в день
600 мин. в неделю
|
125 мин. в день
625 мин. в неделю
|
125 мин. в день
625 мин. в неделю
|
125 мин. в день
625 мин. в неделю
|
125 мин. в день
625 мин. в неделю
|
6-7 лет
|
125 мин. в день
625 мин. в неделю
|
130 мин. в день
650 мин. в неделю
|
130 мин. в день
650 мин. в неделю
|
130 мин. в день
650 мин. в неделю
|
130 мин. в день
650 мин. в неделю
|
В инвариантной части учебного плана объем недельной нагрузки составляет:
- для детей младшего возраста – 10 НОД (100мин) в неделю,
· для детей среднего возраста – 10 НОД (200мин) в неделю,
· для детей подготовительной группы – 14 НОД (420 мин) в неделю.
В вариативной части (включены детские объединения по интересам):
· 1 младшая группа – 0
· средняя группа – 20 мин. (1 НОД)
· подготовительная группа – 60 мин. (2 НОД)
Таким образом, максимальный объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию образовательных программ, для детей дошкольного возраста соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13, а также инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 составляет:
· 1 младшая группа – 1 час 40 минут
· средняя группа –3 часа 40 минут
- подготовительная группа – 8 часов
Сетка занятий МБДОУ «Улыбка» с.Гамалеевка
Группа
|
Понедельник
|
Вторник
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
Младшая
группа
(с 2 до 3 лет)
|
1.Познание (ФЦКМ)
9.30-9.40
2.Физкультурное
9.50-10.00
|
1. Развитие речи
9.30-9.40
2. Музыка
9.50-10.00
|
1. Художественное творчество/лепка
9.30-9.40
2. Физкультурное
(на прогулке)
9.50-10.00
|
1. Развитие речи
9.30-9.40
2. Физкультурное
9.50-10.00
|
1. Художественное творчество/рисование
9.30-9.40
2.Музыка
9.50-10.00
|
Вторая младшая
группа
(с 3 до 4 лет)
Объем недельной нагрузки -10 занятий
|
1.Познание (ФЦКМ)
9.10-9.25
2.Музыка
9.35-9.50
|
1.Познание (ФЭМП)
9.10-9.25
2.Физкультурное
9.35-9.50
|
1.Развитие речи
9.10-9.25
2. Музыка
9.35-9.50
|
1.Художественное творчество/рисование
9.10-9.25
2. Физкультурное
(на прогулке)
9.35-9.50
|
1.Художественное творчество лепка/аппликация
9.10-9.25
2.Физическая культура
9.35-9.50
|
Средняя группа
(с 4 до 5 лет)
Объем недельной нагрузки -10 занятий
|
1.Познание (ФЦКМ)
9.10-9.30
2.Музыка
9.40-10.00
|
1.Познание (ФЭМП)
9.10-9.30
2.Физкультурное
9.40-10.00
|
1.Развитие речи
9.10-9.30
2. Музыка
9.40-10.00
|
1.Художественное творчество/рисование
9.10-9.30
2. Физкультурное ( на прогулке)
9.40-10.00
|
1.Художественное творчество лепка/аппликация
9.10-9.30
2.Физическая культура
9.40-10.00
|
Старшая группа
(с 5 до 6 лет)
Объем недельной нагрузки -13 занятий
|
1.Познание (ФЦКМ)
9.20-9.45
2.Физкультурное
9.55-10.20
|
1.Познание (ФЭМП)
9.20-9.45
2.Познание/конструирование
9.55-10.20
3.Музыка
10.30-10.55
|
1.Познание (ФЦКМ)
9.20-9.45
2.Художественное творчество/рисование
9.55-10.20
3.Физкультура (на свежем воздухе)
10.30-10.55
|
1.Чтение художественной литературы
9.20-9.45
2.Художественное творчество/лепка, аппликация
9.55-10.20
3.Музыка
10.30-10.55
|
1.Чтение художественной литературы.
9.20-9.45
2.Художественное творчество (рисование)
9.55-10.20
3. Физкультурное
10.30-10.55
|
Подготовительная
Группа
(с 6 до 7 лет)
Объем недельной нагрузки -14 занятий
|
1.Познание (ФЦКМ)
9.20-9.45
2.Чтение художественной литературы.
9.55-10.20
3.Физическая культура.
10.30-10.55
|
1.Познание
(ФЭМП)
9.20-9.45
2.Конструктивная деятельность
9.55-10.20
3.Музыка.
10.30-10.55
|
1.Познание (ФЦКМ)
9.20-9.45
2.Художественное творчество (рисование)
9.55-10.20
3. Физическая культура (на прогулке).
10.30-10.55
|
1.Познание
(ФЭМП)
9.20-9.45
2.Художественное творчество
(лепка, аппликация)
9.55-10.20
3.Музыка.
10.30-10.55
|
1.Коммуникация
9.20-9.45
2.Художественное творчество (рисование)
9.55-10.20
3.Физическая культура
10.30-10.55
|
Организация двигательного режима в ДОУ
Форма работы
|
Младшая
группа
|
Средняя группа
|
Старшая
группа
|
Подготовительная группа
|
1. Подвижные игры во время утреннего приема детей (с низким уровнем двигательной активности)
|
Ежедневно
3-5 мин
|
Ежедневно
5-7 мин
|
Ежедневно
7-10 мин
|
Ежедневно
10-12 мин
|
2. Утренняя гимнастика
|
Ежедневно
3-5 мин
|
Ежедневно
5-7 мин
|
Ежедневно
7-10 мин
|
Ежедневно
10-12 мин
|
3. Физкультминутка на занятиях
|
При необходимости на обучающих занятиях 2-3 мин
|
При необходимости на обучающих занятиях 2-3 мин
|
При необходимости на обучающих занятиях 2-3 мин
|
При необходимости на обучающих занятиях 2-3 мин
|
4. Релаксационные паузы
|
После всех обучающих занятий 1-3 мин
|
После всех обучающих занятий 1-3 мин
|
После всех обучающих занятий 1-3 мин
|
После всех обучающих занятий 1-3 мин
|
5. Хореография (интегрир. деятельность)
|
На музыкальных занятиях 6-8 мин
|
На музыкальных занятиях 8-10 мин
|
На музыкальных занятиях 10-12 мин
|
На музыкальных занятиях 12-15 мин
|
6. Физкультурные занятия (2 в зале, 1 на улице)
|
3 раза в неделю 10-15 мин
|
3 раза в неделю 15-20 мин
|
3 раза в неделю 20-25 мин
|
3 раза в неделю 25-30 мин
|
7. Бег на улице
|
Ежедневно
80-100 м
|
Ежедневно
150-200 м
|
Ежедневно
200-250 м
|
Ежедневно
250-300 м
|
8. Подвижные игры на прогулке:
-соревнования;
-эстафеты;
-народные игры.
|
Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин
|
Ежедневно не менее двух игр по 7-8 мин
|
Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин
|
Ежедневно не менее двух игр по 10-12 мин
|
9. Подвижные игры в группе
|
Ежедневно по подгруппам 4-6 мин
|
Ежедневно по подгруппам 6-8 мин
|
Ежедневно по подгруппам 6-8 мин
|
Ежедневно по подгруппам 8-10 мин
|
10. Оздоровительные процедуры после сна:
-самомассаж;
-дыхательная гимнастика;
-гимнастика в постели
|
Ежедневно 5 мин
|
Ежедневно 6 мин
|
Ежедневно 7 мин
|
Ежедневно 8 мин
|